53

.

сопрягаемых поверхностей подшипника и вала, что значительно снижает коэффициент трения. Амидопласты обладают способностью поглощать попадающие в подшипник твердые частицы. Благодаря этому при работе сопряжения не образуются задиры на трущихся поверхностях. Масляная пленка на поверхностях амидопластовых деталей хорошо удерживается и не разрушается длительное время. «Схватывание» материалов подшипника и вала может произойти лишь при перегрузке, при этом расплавленные частицы пластмассы могут налипать на разогретый вал.

Подшипники из амидопластов в некоторых случаях могут работать и без периодической смазки. Это свойство особенно важно для узлов трения с затрудненным подводом смазки.

Часто применяются подшипники с тонким слоем амидопласта 0,1—0,5 мм, который наносят на подшипник газопламенным или вихревым методами. Такие подшипники обладают большей прочностью и износостойкостью, чем тонкостенные втулки, запрессованные в металлический корпус. При малой толщине слоя заметны влияния неровности поверхности, а также неточности изготовления и сборки, поэтому толщина покрытия не должна быть меньше 0,1 мм. Частицы износа, попадая между трущимися поверхностями, будут неполностью внедряться в тонкий слой пластмассы, что увеличит износ сопряжения.

Подшипники из амидопластов нашли широкое применение в строительных и сельскохозяйственных машинах. Особенно распространены подшипники из полиамидных композиций в приборостроении. Применяют амидорластовые подшипники и в металлорежущих станках: в коробках подач, в фартуках токарных станков, в коробках скоростей и т. п. Тонкостенные подшипники можно применять и для шпиндельных групп металлорежущих станков.

Способность амидопластов поглощать твердые частицы позволяет применять подшипники из этих материалов в станках, работающих с абразивным инструментом.

Абразивная пыль, попадая на плоскости трения, внедряется в тело подшипника и не вызывает износа шейки вала.